Из истории станицы (часть третья)

XVII век в истории станицы Вешенской

Многие историки дали обобщенное описание казачьих городков XVII столетия. Вот как описывает их вешенец Н.И. Краснов:

«Городки были обведены кругом стеною из двойного плетня, или палисадника, набитого внутри землею. Самые жилища вначале состояли из землянок, но впоследствии казаки стали строить деревянные дома. Казачьи городки были малолюдны, потому что казаки, любя военные тревоги, скучали жить дома и беспрерывно уходили искать опасностей и добычи в земле неприятельской. Верховые казаки большею частию бродили по Волге т в татарских улусах…» (В.Н.Королев. «Старые Вешки. Повествование о казаках».)

В книге В.Н.Королева «Старые Вешки. Повествование о казаках» читаем:

«По П.П.Сахарову, городки располагались «в стратегических, вероятно, пунктах, не говоря об удобстве местности в промышленном отношении», имели ров и вал в шедшей по нему оградой из вбитых и вкопанных в землю свай, а иногда из двойного плетня, насыпанного внутри землей. Базы для скота обычно устраивались отдельно от городка, «вероятно, их стратегических соображений: меньшую окружность удобнее было защищать, да и неприятель, поживившись «конскими и животными стадами», не так был упорен в штурме укрепленных жилищ, а в то же время открывал возможности поиска против себя самого». У казаков того времени были лошади, коровы, пасеки, возможно, огороды и, может быть, даже небольшие хлебные поля. Занимались жители городка рыболовством, охотой, бортничеством, сенокошением, собирали коренья, ягоды и плоды. Из городка выходили только с оружием в руках и по несколько человек».

П.Лосев в своей статье «Городок Вешки» так описывает казачье поселение:

«Итак, одна из станиц в начале 70-х годов XVII века выбрала себе место на островке между Доном и озером и стала строить укрепленный военный городок Вешки. В центре городка ставилась одна – становая – изба или станичная изба для односумств на 80-150 человек

Станичная изба имела и второе название – курень.

Избранный в станичной избе – курене старший назывался куренным атаманом. Самая большая комната куреня – спальная, где было от 80 до 150 лежачих мест на нарах. Вторым, меньшим, помещением куреня была кухня с обслуживающим персоналом. На территории городка находились, помимо куреней, склад для продовольствия и пороховой погреб. Семейные жилища располагались вне городка. Сначала это были главным образом землянки. Семейные жилища теснились вплотную друг к другу – без дворов и хозяйственных построек.

Городок обносился круговым рвом и двойной линией плетня, над ними снаружи – колючие кустарники…

Для решения своих вопросов казаки собирались на майдане городка или в избе, располагаясь кругом, а говорящий стоял посредине. Эти собрания назывались «кругом»…»

И.В. Тимощенков, описывая жизнь соседней станицы Казанской, отмечал, что на станичном кругу решались все вопросы жизни городка и его обитателей. Здесь же на год избирался атаман городка и его помощник – есаул им вручали как символ власти насеки.

«Насеками они назывались сначала потому, говорит предание, что атаман и есаул, будучи безграмотны, насекали на них кресты и другие знаки для меры, приметы для счета чего-либо общественного».

Потом уже насеки делали для красоты.

Рассказывая о занятиях казаков городка Вешки, П.Лосев писал:

«Средствами к существованию являлись необозримые и неисчерпаемые для населения городка в 200-300 человек охотничьи угодья и рыболовство в Дону и в пойменных озерах… Помимо этого у каждого куренного казаков, кроме оружия (шашка, топор, секира, пика, огнемет, кистень и др.), был конь, а у семейных начинают появляться коровы. Коней и коров нужно было пасти. Значит, нужны были табунщики. Для рыбной ловли нужны были лодки. У городка их было много.

Казакам нужны были хлеб, соль, сети, порох, одежда. Это доставляли купцы по Дону в обмен на шкуры крупных животных и меха. Да кроме того казаки получали все-таки, хоть нерегулярно, жалованье от царя.

Жены у казаков городка, как и сами они, были не только русские, но больше добываемые в боях татарки, турчанки, персианки, черкешенки и других национальностей. Венчались и разводились очень просто: казак выходил с женщиной на майдан, брал ее за полу и объявлял, что она его жена. При разводе муж на майдане же передавал бывшую жену из полы в полу другому казаку. Круг утверждал и брак и развод…»

На майдане же круг и судил. За преступления: измену, трусость, убийство и воровство наказывали строго – «В куль, да в воду».

Жизнь в Вешенском городке в XVII веке спокойной не была. Татары были рядом, а, следовательно, набегов врага надо было ждать в любую минуту. И тогда вместе с казаками за оружие брались и женщины-казачки. Сохранились предания, что при штурмах городка толпами турок и татар все женщины «бывали одеты в мужское платье и сражались у палисадов и плетней».

До сего дня дошло мало документов, датируемых XVII веком, но и из тех, что сохранились, можно судить, какая была тревожная обстановка на Верхнем Дону. Не раз вешенские казаки вступали в бой, защищая свои курени, отстаивая свой городок. Приходилось им участвовать и во всех крупных походах Войска Донского.

Как отмечал В.Н.Королев, можно не сомневаться в том, что «казаки Вешенского городка участвовали и в известном взятии Азова в 1637 году, и в прославившемся на всю Европу и Азию героическом Азовском осадном сидении 1641 года, и во всех сухопутных и даже морских походах казаков на турецкие и крымские города Причерноморья. В 1638 году Войско постановило всем казакам собраться для защиты Азова. Известно, что верховые казаки для исполнения этого приказа намеривались съезжаться по два-три городка в один и что верхнедонцы участвовали в сидении 1641 года».

Исторические документы донесли до нас сведения и об участии части Вешенских казаков в восстании Степана Разина.

Видел городок и проплывающие мимо струги Петра 1, спешащие из Воронежа к Азову.

XVIII век в истории станицы Вешенской

Новый век для вешенцев начался с трагических событий. Участие их в восстании Булавина не прошло для городка безнаказанно. Вместе с соседними городками, к которым относились также Решетов и Елань, Вешки были сожжены, а население его наказано: «воров» хватали, «всех сажали в воду, а других казнили». Так князь Долгорукий доносил царю о расправе над казаками. Позже князь напишет:

«И городы, которыя бунтовали против его величества, по Айдару многия выжжены и по другим рекам выжжены также, об чем заподлинна писать не упомню, сколько числом людей и городов».

«Трагическая судьба постигла городок Вешки во время восстания Булавина: он был разорен вместе с другими верховыми городками князем Долгоруковым по приказу Петра I, теснившего казаков вниз – до устья Чира. Впоследствии часть казаков, оставшихся в живых, возвратилась на свои пепелища. Вообще после восстания Булавина (1707-1709 г.г.) население Дона сократилось наполовину».

Когда Приазовье и Крым были окончательно присоединены к России и опасность набегов со стороны ногайцев, крымцев и азовцев миновала, вешенским казакам «уже не было необходимости жить в неудобных, часто затопляемых половодьем городках». Верхнедонцы стали селиться на высоких берегах Дона и основывать крупные населенные пункты – станицы. В 1740 году городок Вешки перешел на высокий левый берег Дона, где находится сейчас станица Вешенская.

От того, что строилась станица по плану, а место было выбрано открытое на песчаной почве, не пригодной для земледелия, можно судить, что вешенцы не сами выбирали это место, а сделано это было по указу сверху. Вскоре в состав станицы вошли и казаки близлежащих сожженных городков.

П.Лосев в краеведческих записках «Станица Вешенская» подтверждал это предположение следующими фактами:

«О том, что это переселение не дикое казацкое, а с участием царского перста, говорит такой основательный факт, как планировка, соответствующая планировке Петербурга (Ленинграда): размеры улиц, переулков и кварталов в точности повторяют Петровскую столицу. Эти измерения и сравнения произведены нашим станичником А.П.Грибановым. и в самом деле, взгляните с любой точки улицы или переулка и вы увидите их идеальную прямолинейность».

В XVIII веке, как и в предыдущем, донцы против царской власти «худые мысли имели». Выразилось это в участии казаков в восстании Пугачева. Однако, вешенцы были не столь активны в выступлениях.

О том, как выглядела станица в XVIII веке, можно судить по записям И.Сулина за 1894 год:

«До 1775 года в станице была деревянная, во имя Архистратига Михаила, церковь, перенесенная в 1740 году из старого городка; в том же году вместо нее начали строить каменную, с такою же колокольнею и оградою, в тоже наименование, с приделом св. ап. Иоанна Богослова… Придел освящен был 26 ноября 1780 года, а главный престол 28 декабря 1786 года. Утварью церковь была богата…»

Согласно данным архитектора А.П.Зимина, церковь сооружалась по «образцовому проекту», в основу которого был положен византийский стиль с элементами классицизмав. Роспись внутри церкви выполнялась суздальскими и ростовскими мастерами.

Далее И.Сулин указывает, что станица подвергалась не один раз пожарам: «так, в последних числах июля 1782 года выгорела вся станица». Однако станица росла, появлялись уже свои хутора, мельницы, казаки начинают усиленно заниматься хлебопашеством. Сеяли пшеницу, рожь, овес. Выращивали огородные культуры. Разводили скот, птицу. Развивалась торговля.

И все же казаки оставались храбрыми воинами, сынами Отечества. Не раз ходили они в походы дальние. Были и с Суворовым в Европе, и с турками воевали, несли кордонную службу, бывали в Польше, в Финляндии, в Молдавии, на Днестре, в Таврии, под Очаковым и Измаилом, служили на Оренбургской, Кавказской и Царицынской линиях…Некоторые казаки Вешенской станицы, блиставшие на военном поприще в конце XVIII столетия, сделали штаб-офицерские карьеры. Большинство же казаков, отслужив, возвращались в родные края.

Александр Жбанников

Related Images:

  • Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *