Семейное воспитание казаков

В жизни Донского казака, в отличие, например, от Запорожского, отношения строились на семейных принципах, а не на дружеских. Поэтому, главная роль отводилась и семейному воспитанию подрастающего поколения. Своим поведением, отношением к членам семьи детям казачим пытались привить "правильные жизненные принципы".

1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности

С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы – уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

2. Учение добру, благожелательности

С малолетства у детей в казачьих семьях старшие воспитывали понимание добра и зла, их учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.

Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: « Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце».

3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию

Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.

4. Учение послушанию

Из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного- верхогляд, вор, обманщик, насильник.

5. Учение жить своим умом, сочувствовать людям

Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора.

Детям прививали навыки почитания корней родства. Близкое родство считалось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех близких родственников, проживающих в станице.

Посещения родственников в праздники, помощь в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков.

Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами,, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь.

Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости.

Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. Разводов в казачьих семьях практически не было.

  • Комментарии
  • Вконтакте
  • Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *